Международные права

Многие из нас любят путешествовать на автомобиле за границу, либо брать его там напрокат, но далеко не все знают, что путешествие может оказаться безнадежно испорченным без международного водительского удостоверения. Что это такое, как его получить и какими могут быть последствия, если этого не сделать?

А нужно ли?

В сети Интернет легко найти огромное количество форумов, посвященных международному водительскому удостоверению. Кто-то утверждает, что без него никуда, другие говорят, что иметь его вовсе не обязательно. За всеми этими дискуссиями со ссылками на частные случаи без ответов остаются, казалось бы, простые, но основополагающие вопросы. Юридическо — правовые. Итак, давайте разбираться.

На сегодняшний день в мире существует два международных договора, регулирующие вопросы признания национальных и международных водительских удостоверений. Это Международная Конвенция О Дорожном Движении, подписанная в Женеве 19 сентября 1949 года, и Международная Конвенция О Дорожном Движении, подписанная в Вене 8 ноября 1968 года. Как Вы понимаете, каждая из стран сама для себя решала, какую из Конвенций подписывать (за исключением некоторых стран, не подписавших ни одну, ни другую). Отсюда и разница в требованиях к транспортным средствам, ПДД, водителям и их удостоверениям. Для внесения ясности, ниже приведена таблица с перечнем стран, взявших на себя обязательство соблюдать положения Венской и Женевской Конвенций.

Украина, как видно из таблицы, подписала Венскую Конвенцию. С полным ее текстом и с поправками от 2004 года можно ознакомиться на официальном сайте Верховной Рады Украины. Здесь же мы рассмотрим лишь несколько принципиальных моментов.

  1. Итак, в статье 41 Венской Конвенции сказано, что:
    Договаривающиеся Стороны признают:
    любое национальное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 6 к настоящей Конвенции;
  2. любое международное водительское удостоверение, соответствующее предписаниям приложения 7 к настоящей Конвенции, при условии, что оно предъявляется вместе с соответствующим национальным водительским удостоверением, действительным на своей территории для управления транспортным средством, соответствующим категории или категориям транспортных средств, на управление которыми выданы удостоверения, при условии, что указанные удостоверения являются действительными и что они выданы другой Договаривающейся стороной или одним из ее территориальных подразделений либо объединением, уполномоченным на то этой Договаривающейся Стороной;

Казалось бы, никаких проблем с украинским национальным водительским удостоверением в странах действия Венской Конвенции быть не должно, ведь нас не раз заверяли, что наши «права» соответствуют международным требованиям. Так-то оно так, но только теоретически. На деле же проблемы возникнуть могут. Хотя бы потому, что не все данные в наших удостоверениях переведены на латиницу (а должны бы, согласно требованиям Конвенции). Иногда это вызывает нарекания полиции. Она просто отказывается признавать такие удостоверения, как, зачастую, отказываются признавать их и компании, дающие автомобили в аренду, по той простой причине, что наши права не являются удостоверением личности.

Еще хуже дела обстоят в странах, где действует Женевская Конвенция или в тех странах, которые ничего подобного не подписывали. Там украинские удостоверения вообще недействительны. Да, есть некоторые исключения и относительно лояльные полицейские, но, в целом, ситуация безрадостная и запутанная.
Именно для того, чтобы избежать каких-либо проблем, и было придумано международное водительское удостоверение, которое, к слову, признают страны и Венской, и Женевской Конвенций. По сути, и у тех, и у других такие удостоверения содержат идентичную информацию, но в разной последовательности. Отсюда вывод — если Вы собираетесь за границу, Вы можете, конечно, на свой страх и риск отправиться в путешествие с украинскими правами, надеясь, что пронесет, а можете оформить международный документ и закрыть этот вопрос для себя на несколько лет. К тому же, международное водительское удостоверение является еще и удостоверением личности. Оно может пригодиться в отелях, барах и других заведениях.
Вот еще одна наглядная табличка, которая, на наш взгляд, дает достаточно четкий ответ на вопрос: нужны ли международные права?

Что будет, если…

Какими могут быть последствия отсутствия международного удостоверения? Здесь все очень просто. Если Вы нарушили правила дорожного движения, сбили пешехода или попали в какое-то другое ДТП, международного водительского удостоверения у Вас нет, а национальное полиция признавать отказалась, Вы будете отвечать по по всей строгости местных законов. Минимум — это штраф. В Италии, например, отсутствие международного удостоверения может обойтись в 300 евро, даже если Вы ничего не нарушили. Ну, а если произошло что-то серьезное, адвокаты с легкостью докажут в суде, что Вы вообще не имели права управлять транспортным средством, то есть к наказанию прибавятся еще и отягчающие обстоятельства. Естественно, на помощь страховой компании в этом случае тоже особо рассчитывать не стоит.

Если отечественные реалии прижали Вас к стенке настолько, что Вы решили уехать на постоянное место жительства в другую страну и получили там соответствующее разрешение или гражданство, то есть стали резидентом, международное водительское удостоверение, полученное в Украине, становится недействительным. Вам придется получать национальные права той страны, куда Вы переехали. Аналогично и в Украине. Если, скажем, права были получены в Италии и там же Вам выдали международное удостоверение, то, став резидентом Украины, они теряют юридическую силу. Нужно сдавать экзамены в ГАИ и получать права здесь.

Важно! Международное водительское удостоверение может использоваться ТОЛЬКО вместе с национальным. То есть самостоятельно оно юридической силы не имеет. Если пришлось заменить национальные права, придется менять и международные.

Как оформить?

Равно как и национальное, международное водительское удостоверение имеет право выдавать только Государственная Автомобильная Инспекция МВД Украины. Это серая книжка с десятью страницами формата А6 на шести языках: украинский, английский, немецкий, испанский, русский и французский. Вот только выдают этот документ не везде, а только в Киеве, вне зависимости от места регистрации водителя. Это, в том числе, становится одной из причин нежелания многих украинцев морочить себе голову с оформлением международных прав. Да и затратной становится такая процедура. Особенно для тех, кто живет далеко от столицы. Хотя сам процесс достаточно простой и быстрый.

Для оформления международного водительского удостоверения экзамены сдавать не нужно. Необходимо лишь предоставить в ГАИ копии таких документов:

  • ксерокопия 1, 2 и 11 страницы паспорта гражданина Украины. (В случае отсутствия гражданства Украины, вместо копии украинского паспорта, необходимо предоставить копию первой страницы национального паспорта и копию документа, разрешающего проживание на территории Украины);
  • ксерокопия первой страницы загранпаспорта;
  • ксерокопия с обеих сторон национального водительского удостоверения;
  • (не обязательно) ксерокопия 1 и 2 страницы медицинской справки. Срок действия медицинской справки — не менее 1 месяца до окончания;
  • фотографии 3х4 (матовые) цветные — 2 шт;
  • ксерокопия идентификационного кода.

Копии документов нотариально заверять не нужно, ГАИ самостоятельно проверит их подлинность и в течение 10 дней оформит международное водительское удостоверение.
Срок действия международных прав ограничивается датой истечения срока действия национального водительского удостоверения или датой истечения срока, не превышающего три года с момента выдачи международного водительского удостоверения, в зависимости от того, какой срок наступит раньше.
В принципе, для оформления международного водительского удостоверения ехать в Киев не обязательно. В Интернет можно найти целый ряд сайтов, которые предлагают решить вопрос быстро и с доставкой готового документа курьерской службой по всей территории Украины и даже за ее пределы. Естественно, за такое благо придется прилично заплатить. От 1350 до 3500 грн, если международные права нужно сделать в течение суток. Плюс, могут потребовать еще 500 грн за отсутствие медицинской справки. Ну, и, конечно же, в эту сумму не включена оплата курьерской доставки. По сути, это такие себе виртуальные «бегунки», которых в реальной жизни легко найти в каждом МРЭО. Но и они не всесильны. Беда в том, что на момент написания этой статьи в ГАИ физически не было бланков международных водительских удостоверений. Нет их там уже достаточно давно и никто не может сказать, когда они появятся.

P. S. Есть мнение, что в качестве альтернативы международному водительскому удостоверению можно сделать простой нотариально заверенный перевод национального. Действительно, можно, но сработает это далеко не всегда и не везде. Юридически, заменить собой МВУ такая бумага не может.

Важно!

В последнее время участились случаи возникновения спорных и неоднозначных ситуаций, связанных с международными водительскими удостоверениями. Некоторые интернет-сайты, турфирмы и даже банки (!) предлагают оформить такой документ (именуемый IAA, IADC и пр.), однако он не имеет ничего общего с МВУ, которое выдает ГАИ Украины. Суть в том, что под видом настоящих МВУ клиентам предлагают документ (книжка+пластиковая карта), выполненный в соответствии не с Венской Конвенцией, которую подписала Украина, а с Женевской. Как правило, делают такие МВУ в США. В принципе, это легально изготовленный документ, однако граждане Украины пользоваться им не могут, поскольку, повторимся, наша страна не подписывала Женевскую Конвенцию. Были случаи, когда после предъявления “американского” МВУ полиция Италии и некоторых других стран арестовывала украинцев. В худшем случае дело может дойти до обвинения в подделке документов. Будьте бдительны и помните, что только ГАИ вправе выдавать любые документы, имеющие отношение к водительскому удостоверению.